Актуальность, цель, задачи, основные идеи, подходы, принципы, методы и средства, необходимое оборудование и т. д. описаны мною в представленной модифицированной программе «Организация работы по профилактике нарушений осанки в дошкольном образовательном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста». Данная программа награждена Дипломом Томского института повышения квалификации работников образования. Вашему вниманию предлагается занятие с детьми подготовительной группы, имеющими нарушения осанки. Подобные занятия проводятся после всех основных занятий или во второй половине дня с группой не более 15 детей. В занятие включаются не только ходьба, бег, физические упражнения, но и танцевальные, ритмические композиции и обязательно подвижные игры. Правильно организованная ходьба и бег оказывают общее благотворное влияние на весь организм ребёнка. Упражнения, способствующие формированию осанки, проводятся преимущественно в форме игры. Это достигается путём применения имитационных (подражательных) движений. Такие упражнения включаются и в ежедневную гимнастику, и в занятия физической культурой, а также рекомендуются родителям для повторения дома. Большое значение для формирования правильной осанки имеет развитие у детей координации (согласованности) движений, что наилучшим образом осуществляется во время разучивания и исполнения различных ритмических композиций под музыку. Подвижные игры занимают в физическом развитии ведущее место. Для выработки навыков правильной осанки используются такие игры, в которых требуется выпрямление туловища, сведение лопаток, расширение грудной клетки. Для сохранения интереса у всех детей в процессе выполнения физических упражнений используются разнообразные предметы, стихи, нагрузка увеличивается постепенно, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.
Цель занятия: Способствовать закреплению навыков правильной осанки у детей подготовительной группы. Задачи: 1.Способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата. 2.Способствовать развитию мышц спины, рук и плечевого пояса, ног, а также координации движений, ловкости, гибкости и ритмичности движений. 3.Способствовать воспитанию навыков здорового образа жизни. Оборудование: длинные гимнастические палки, мешочки и коврики по количеству детей, длинная верёвка, ленты (по 2 на каждого ребёнка).
Содержание:
I. Вводная часть. Здравствуйте, дети! Сначала как всегда мы проверим нашу осанку (стоя у стены, касаясь её затылком, лопатками, ягодицами, икрами и пяточками, руки опущены). Сегодня на занятии мы как обычно поработаем над нашей осанкой, чтобы она была правильной. Начинаем. Для начала разминка. Внимание! Берём мешочки. Посмотрим, кто сегодня ни разу не уронит мешочек. Стараемся голову не опускать, спинку держим прямо. 1.Различные виды ходьбы (с мешочком на голове): Я хожу с осанкой гордой, Прямо голову держу. -приставным шагом левым и правым боком; -«Канатоходец» (приставляя пятку одной ноги к носку другой); -«Лошадка» (высоко поднимая ноги, оттягивая носок). Внимание! А теперь берём палки. (с длинной гимнастической палкой): - «Струнка» (руки вверх, идём на носочках); - «Коромысло» (палку на плечи, идём на пяточках, затем палку на лопатки, держим согнутыми в локтях руками, идём на внешней стороне стопы).
2.Различные виды бега: -«Самолёт» (руки в стороны); Крылья вместо рук у нас, Так летим мы – высший класс. -«Лошадка» (прямой галоп); - боковой галоп; - с захлёстыванием ног назад; - «Скакалочка» (с движением рук вперёд и назад). Восстановление дыхания: Носом вдох, а выдох ртом Дышим глубже, а потом Марш на месте не спеша, Коль погода хороша!
II. Основная часть.
1. Общеразвивающие упражнения.
« Подрастём» Мы растём, растём, растём И до неба достаём. И. П. стоя, руки опущены вдоль тела, ноги немного расставлены. Потянуться вверх, поднимая руки, встать на носочки (5-7 раз). «Маятник» Влево, вправо, влево, вправо, А потом начнём сначала. И.П. стоя, руки в стороны, ноги на ширине плеч. Повороты в правую и левую стороны (8-10 поворотов в каждую сторону). «Кошечка» И. П. стоя на четвереньках, сильно прогибать и округлять спину, подражая движениям кошки, когда она делает «горбик» и потягивается после сна. Голову поднимать и опускать (8-10 раз). «По-турецки» По-турецки мы сидели, Пили чай и сушки ели Пили, пили, ели, ели Еле-еле досидели. И.П. сидя « по – турецки», руки за головой. Наклоны в сторону, доставая локтем колено (6-8 раз в каждую сторону). «Качалочка» И.П. сидя, согнув ноги, притянуть их к груди, коснуться лбом коленей (группировка). Выполнить качающие движения вперёд и назад (6-8 раз). «Разведчик» И.П. лёжа на животе, ноги вытянуты вместе, голову положить на бок на руки. Приподнять голову и плечи, руками сделать «бинокль», посмотреть влево и вправо (5-7 раз). «Горка» И.П. лёжа на спине, согнуть ноги, руки вытянуть вдоль тела. Приподнять тело вверх и удерживать в таком положении несколько секунд (3-5 раз). «Ласточка» И.П. стоя на одной ноге, другую отвести назад, руки в стороны, смотреть вперёд. Удерживать положение несколько секунд.
2.Музыкально-ритмическая композиция с лентами.
3.Подвижная игра «Рыбки». Дети-рыбки, взрослый-рыбак натягивает верёвочку-невод. Дети проползают на животе или на спине (по договорённости) под верёвочкой. Каждый раз верёвочка опускается ниже. Дети, задевшие верёвочку, выбывают из игры.
III. Заключительная часть.
Упражнение на релаксацию «Позови друга». Дети ложатся на спину (руки вытянуть за голову, ноги вместе) вокруг обруча. Обруч-солнышко, дети-лучики. Хватит спинушку тянуть, Нужно лечь и отдохнуть. Ну-ка правильно лежу? Я на это погляжу: Лежат ровно пяточки, плечики, лопаточки. Спинка ровная, прямая, Никакая ни кривая! Глазки закрывай и немножко отдыхай! После этих слов нужно подойти к кому-нибудь из детей и тихо позвать по имени. Он встаёт и зовёт другого ребёнка и т. д.